Российская экономика все еще не достигла дна, и следующий год принесет ей новые вызовы. Об этом вчера предупредил бывший министр финансов Алексей Кудрин. Тем самым он фактически вступил в заочную полемику с президентом РФ Владимиром Путиным, который раннее объявлял, что пик кризиса в экономике РФ пройден. Аналогичного с Кудриным мнения придерживаются и опрошенные «НГ» экономисты.
По их мнению, главными вызовами будущего года станут отсутствие драйверов роста и неготовность властей к реформам.
Еще один вызов 2016 года, о котором говорил и Кудрин, негативное влияние на экономику санкционного противостояния России с другими странами.
Бывший министр финансов Алексей Кудрин считает, что Россия пока не прошла пик кризиса. Этот вывод противоречит тому, что ранее говорил президент Владимир Путин в ходе своей Большой пресс-конференции.
Некоторое время назад многие эксперты, и я тоже, считали, что мы достигли дна, или, как еще говорят, прошли пик кризиса. Но сегодня мы видим некоторые дополнительные ухудшения, которые уже показывает нам ноябрь, – объявил он вчера в интервью Интерфаксу.
К этому, по его словам, добавилась и более серьезная проблема – резкое снижение цен на нефть.
Если цена останется на этом уровне в течение еще полугода или года, то нас ждет продолжение падения экономики, – полагает экс-министр.
По мнению Кудрина, 2016 год несет российской экономике серьезные вызовы. В частности, указывает он, снизятся государственные расходы, так как и доходов окажется меньше.
Девальвация рубля также еще не перенесла всю свою силу на потребительские цены, инфляция в следующем году будет примерно на 1,5 процентного пункта выше ожидаемого официального прогноза в 6,4%, – перечислил он.
«Все это чревато высокими ставками кредитов, сохранением риска в целом ряде отраслей как по производству, так и по занятости, по прибыли, возникает риск новой волны невозврата долгов», – добавляет Кудрин.
«Да, на отдельных предприятиях увеличивается производство – это мы тоже видим, особенно в экспортно ориентированных отраслях, там положение лучше в силу того, что девальвация сыграла свою роль. Часть производств, ориентированных на внутренний рынок, тоже лучше себя чувствует, потому что девальвация затруднила импорт, дала нишу рынка», – продолжает экс-глава Минфина.
Тем не менее, замечает он, все ожидали большей реакции промышленности на девальвацию как на некую защиту от конкуренции и возможность расширить производство.
Но, в отличие от того же 1998 года, когда мощности были недозагружены и ВВП после девальвации вырос на 10%, сейчас нет больших свободных площадей. У нас нет дополнительной рабочей силы. И в этой связи у нас нет свободных серьезных ресурсов для сильного расширения производства, – подчеркивает Кудрин.
Как следует из его объяснений, те редкие позитивные тенденции, которые можно заметить в экономике, в любой момент могут сойти на нет.
Настораживает Кудрина также тот факт, что инвестиции в РФ практически не растут. «У предприятий есть свободные ресурсы: растет объем средств на счетах в банках. Прирост остатков вкладов населения на счетах банков составил за 11 месяцев текущего года почти 16%, а прирост остатков средств предприятий – 7,6%», – напоминает он. То есть ресурс для инвестиций есть, однако он не используется.
По мнению Алексея Кудрина, это говорит лишь о том, что предложения некоторых участников рынка добавить денег экономике малообоснованны. «Деньги лежат на счетах, то есть они у банков есть, а банки боятся их инвестировать. Потому что очень большие риски в экономике», – поясняет Кудрин.
Комментариев нет:
Отправить комментарий